ГЛАВА 3. ВЫДЕЛЕННЫЕ ОБЛАСТИ, РИСОВАНИЕ И ЗАЛИВКА
Построение выделения правильной формы
Создание выделения неправильной формы
Рисование произвольного контура выделения
Создание контура выделения с прямыми сегментами
Полуавтоматическое определение границ при выделении
Выделение областей с близкими цветами
Общие свойства инструментов и режимы выделения
Арифметические операции с выделениями
Растушевка при создании выделения
Сглаживание создаваемого выделения
Растушевка существующего выделения
Включение в состав выделения областей с близкими цветами
Изменение формы и размера выделения командами меню Modify
Изменение формы, положения и размеров выделенной области
Перемещение выделенной области
Дублирование выделенной области
Трансформация выделенной области
Динамическое изменение параметров кисти
Создание кисти произвольной формы
Сохранение, редактирование и загрузка канала
Сложение, вычитание, пересечение каналов
Команды управления каналами в меню
Создание выделения командой Color Range
В растровом изображении нет объектов. То, что наш глаз воспринимает как изображение яблока, заката солнца или лица человека, на самом деле представляет собой область, заполненную разноцветными точками. Если вы захотите передвинуть на растровой картинке яблоко или раскрасить его, ваша задача — дать знать программе, что группу точек, составляющих изображение яблока на экране, надо рассматривать как единое целое. Для этого данную группу точек (фрагмент изображения) необходимо выделить (выбрать). Эти выделенные точки изображения назовем выделенной областью. Пока в документе есть выделенная область, все операции программа производит только в ее пределах. Об остальных (не выделенных) точках изображения говорят, что они маскированы (т. е. защищены от изменений). Данные о том, какие точки изображения выделены, а какие нет, содержатся в маске (ее можно сохранить и в дальнейшем использовать). Активная (действующая в текущий момент) маска помечена на экране мерцающим контуром. Этот контур мы будем называть выделением.
Выделение — важнейший этап редактирования растрового изображения. Лишь после того, как область выделена, пользователь может с ней что-либо сделать: уменьшить или увеличить, повернуть, изменить цвета и т. д. Выбрать нужную группу точек часто непросто. В этой главе вы познакомитесь с инструментами и приемами выделения, научитесь трансформировать выделения и сохранять их в документе, изучите некоторые свойства выделенных областей.
Для выделения в программе Photoshop используется не один, а множество инструментов. При работе, в зависимости от условий, выбирают наиболее подходящий из них или используют разные инструменты последовательно. Все команды управления выделением областей собраны в меню Select (Выделить).
Для построения выделения правильной формы предназначена группа инструментов (рис. 3.1), скрывающаяся за значком Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение). Поработаем с ними.
|
Рис. 3.1. Группа инструментов выделения |
Совет
К первым двум инструментам в группе можно обратиться с помощью клавиши <М>. Она активизирует либо один, либо другой инструмент, в зависимости от того, какой из них в данный момент виден в палитре. Чтобы переключаться между этими инструментами, используйте комбинацию клавиш <Shift>+<M>.
Совет
Отменить или вернуть выделение можно при помощи протокола, куда записываются все команды. Используйте также сочетание клавиш <Ctrl>+<Z> для отмены последнего действия в программе.
а |
б |
в |
Рис. 3.2. Курсор инструмента Rectangular Selection (а), процесс выделения (б) и выделенная область (в) |
||
|
а |
б |
Рис. 3.3. Выделение инструментом Elliptical Marquee |
Рис. 3.4. Удаление участков изображения при отсутствии выделения (а) и в пределах выделенной области (б) |
Как уже говорилось, влияние инструментов и большинства команд распространяется только на выделенную область. Проверим это утверждение.
Инструмент Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение) и Elliptical Marquee (Овальное выделение) имеют специальные режимы создания контура выделения. Они задаются в раскрывающемся списке панели свойств инструмента. Эти режимы следующие:
· Normal (Обычный) — выделение с произвольными размерами рамки. Режим устанавливается по умолчанию.
· Constrained Aspect Ratio (Сохранять пропорции) — выделение области с заданным соотношением высоты и ширины, которое вводится в полях Width (Ширина) и Height (Высота).
· Fixed Size (Фиксированный размер) — построение рамки с точными размерами, указанными в полях Width (Ширина) и Height (Высота).
Примечание
Кроме двух рассмотренных выше инструментов выделения, в этой группе есть еще два— Single Column Marquee (Выделение колонки) и Single Row Marquee (Выделение ряда). Они позволяют определить выделенную область как горизонтальную или вертикальную строку толщиной всего в один пиксел, проходящую по всей ширине или высоте документа. Область применения такого выделения очень невелика.
Создание выделения неправильной формы производится разными способами. Для этого предназначена вторая группа инструментов выделения. Она используется гораздо чаще, чем первая, и включает в себя три инструмента (рис. 3.5).
|
Рис. 3.5. Группа инструментов для построения выделения неправильной формы |
Можно получить выделение произвольной формы и по принципу близости цветов в изображении.
Инструмент Lasso (Лассо) действует подобно карандашу. С помощью него можно нарисовать на изображении любой контур, и он станет границей выделения.
1. Выберите инструмент Lasso (Лассо). Поместите курсор в окно документа и, нажав кнопку мыши, проведите инструментом по изображению. Появляется линия будущего контура выделения — вы словно рисуете ее (рис. 3.6).
2. Отпустите кнопку мыши. Программа создаст контур выделения по нарисованной линии. Если линия не была замкнута, программа замыкает ее автоматически — по прямой.
|
|
Рис. 3.6. Создание выделения инструментом Lasso
Инструмент Lasso (Лассо) — не самый удобный способ выделения. Для создания точной линии нужна твердая рука. Кроме того, этот способ очень трудоемкий.
Если действие инструмента Lasso (Лассо) можно сравнить с рисованием, то второй инструмент группы по принципу работы напоминает черчение. Пользователь задает точки на изображении, а программа автоматически
а |
б |
в |
Рис. 3.7. Создание выделения инструментом Polygonal Lasso
строит между этими точками отрезки прямых. В результате контур выделения хоть и имеет неправильную форму, но состоит обязательно из прямолинейных сегментов.
Третий инструмент группы, Magnetic Lasso (Магнитное лассо), по действию несколько сложнее двух предыдущих. Вы также рисуете контур выделения, но он располагается не точно по пути движения курсора. Программа анализирует точки изображения вокруг курсора при его перетаскивании. Она находит области (назовем их границами), где соприкасаются точки, сильно различающиеся по яркости или имеющие разные цвета. По этим границам и строится контур выделения. Таким образом, если на изображении есть предмет с контрастными участками, вы сможете выделить его в полуавтоматическом режиме очень быстро, несмотря на сложную форму. Испытаем этот инструмент на подходящем изображении.
Совет
Если магнитные свойства текущего инструмента мешают создать отрезок контура нужной формы, можно временно переключиться на инструмент Polygonal Lasso (Угловое лассо): нажмите клавишу <Alt> и, удерживая ее, щелкните мышью. Когда вы отпустите клавишу <Alt>, снова активизируется инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо). Для переключения на инструмент Lasso (Лассо) держите нажатой клавишу <Alt> и левую кнопку мыши.
а |
б |
Рис. 3.8. Выделение инструментом Magnetic Lasso |
|
Рис. 3.9. Элементы управления инструментом Magnetic Lasso в панели свойств |
Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо) имеет совершенно уникальные для инструмента выделения параметры (рис. 3.9):
· Lasso Width (Ширина лассо) — радиус области поиска границ. При выделении анализируются на контрастность только точки, лежащие в пределах этой области. Сделайте зону большой, если обводите область несложной формы на однотонном фоне, и вам не придется тщательно следовать по линиям границ, они все равно будут найдены. Чем меньше радиус действия, тем тщательнее нужно обводить контур, но при обводке областей сложной формы, пестрых объектов приходится жертвовать скоростью и задавать малый радиус.
· Edge Contrast (Контраст границ) — параметр чувствительности. Определяет, до какой степени должны отличаться две точки изображения, чтобы программа посчитала их границей. Большие значения применяются при выделении контрастных областей, малые — при небольшом контрасте.
· Frequency (Частота точек) — частота установки опорных точек на контуре выделения. Чем менее выражена граница и чем сложнее форма выделяемой области, тем выше должно быть значение этого параметра.
Нельзя не сказать еще об одном инструменте выделения Magic Wand (Волшебная палочка), обладающего особыми свойствами. В отличие от других инструментов, он предназначен для автоматического создания выделения. Принцип его действия заключается в выделении лежащих рядом близких по цвету точек изображения (пикселов). При этом порог близости цвета (tolerance) вы можете задать сами в поле Tolerance (Порог) панели свойств (рис. 3.10). Это очень полезный инструмент, и работать с ним легко и приятно.
|
Рис. 3.10. Панель свойств инструмента Magic Wand |
Откройте документ Acropol.jpg. Пусть необходимо выделить фон вокруг здания. Несмотря на кажущуюся сложность, задача решается достаточно просто.
Примечание
Заметьте, что программа вычисляет близкие цвета, исходя из цвета пиксела в точке щелчка мышью. Поэтому форма выделения может различаться, в зависимости от того, в какой точке вы щелкнули.
Можно ли одним щелчком выделить весь фон? В данном случае можно, следует лишь увеличить порог, чтобы программа относила к близким большее число оттенков.
а |
б |
в |
г |
Рис. 3.11. Вид инструмента Magic Wand (а) и выделение области в зависимости от величины порога (б—г) |
Заметьте, что при выделении остается невыбранным участок фона внутри объекта (рис. 3.12, а), поскольку он отделен от остального фона другими по цвету пикселами. Снятие флажка Contiguous (Непрерывно) в панели свойств (рис. 3.10) позволяет справиться с этой проблемой. По умолчанию он установлен, и тогда выбор близких цветов производится только в пограничных с точкой щелчка областях. Стоит снять флажок, и близкие по цвету области выбираются в пределах всего изображения. Попробуем выбрать весь фон одним щелчком мыши.
Примечание
Как просто, не правда ли? Но, к сожалению, так бывает не всегда. Как бы вы не варьировали порог, вам не удастся в один прием отделить от фона многоцветные объекты. Ведь при низких значениях порога будет выбираться лишь часть нужной области, а при высоких в область выделения попадут и лишние участки. Другой сложный для выделения случай — похожие цвета фона и объекта. Тогда волшебная палочка здесь вряд ли поможет.
а |
б |
Рис. 3.12. Выделение при установленном (а) и снятом (б) флажке Contiguous |
В меню Select (Выделение) существует специальная команда Color Range (Выбор цвета) для выделения областей, близких по цвету. Поскольку для создания выделения эта команда использует понятие маски, мы рассмотрим ее позднее.
Если сравнить панели свойств для разных инструментов выделения (рис. 3.13), можно обнаружить, что часть свойств этих инструментов совпадает. Эти общие установки мы и рассмотрим в данном разделе.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.13. Общие элементы панели свойств для разных инструментов |
Группа кнопок слева, рядом со значком инструмента, задает режим взаимодействия областей при повторном выделении. Для практической работы при рассмотрении режимов можно использовать область неба в документе Acropol.jpg.
· Замена выделения (первая кнопка). Эта кнопка активна по умолчанию. Именно с этим режимом вы сталкивались ранее, когда новое выделение полностью заменяет собой предыдущее.
· Режим сложения (вторая кнопка). Создайте любое выделение, затем активизируйте кнопку и постройте второй контур выделения. В результате новое и предыдущее выделения суммируются (рис. 3.14, а).
· Вычитание (третья кнопка). Постройте новую выделительную рамку так, чтобы она частично перекрывала имеющееся выделение. Новое выделение вычитается из предыдущего (рис. 3.14, б).
· Пересечение (четвертая кнопка). Испытайте этот режим. Выделенной останется область перекрывания предыдущего и нового выделений (рис. 3.14, в).
|
а |
|
|
б |
|
|
в |
|
Рис. 3.14. Взаимодействие выделенных областей: сложение (а), вычитание (б), пересечение (в) |
||
Клавиатурные сокращения для описанных режимов: <Shift> — сложение, <Alt> — вычитание, <Alt> +<Shift> — пересечение (клавиши нажимают перед началом нового выделения и держат нажатыми).
Примечание
Некоторые дополнительные клавиатурные сокращения (клавиши нажимают после начала создания рамки): <Alt> — выделенная область распространяется во все стороны от той точки, в которой вы нажали кнопку мыши; <Shift> — выделение квадратной области. Чтобы зафиксировать ее, надо сначала отпустить кнопку мыши, а затем — клавишу <Shift>.
До сих пор мы рассматривали выделения с жестко определенными краями: с этой стороны контура выделения точки выделены, с другой — нет. Photoshop позволяет выделить точки изображения частично. Что это значит? Уж конечно не то, что выделяется половина или треть точки. Частично выделенная точка — это такая точка, к которой все воздействия применяются, но в меньшей степени, чем к выделенной полностью. То есть, если точка выделена на треть, воздействие на нее будет на две трети меньше. При построении выделения пользователь определяет ширину растушевки края (feather) — области вдоль границы, где процент выделения точек меняется от 100 до 0. Чем больше растушевка, тем более размыты края выделения. Для изображения с такой выделенной областью не будет резкой границы между наличием воздействия внутри выделения и отсутствием его в невыделенных областях — воздействие будет сходить на нет постепенно.
|
|
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.15. Выделение области с разной растушевкой |
Последний общий для инструментов выделения параметр — это сглаженный край (anti-aliased). Без сглаживания края выделенной области при увеличении выглядят ступенчатыми за счет того, что сами пикселы изображения имеют квадратную форму. Сглаживание, так же как растушевка, добавляет частично выделенные пикселы вдоль границы выделения. Это делает границу выделения по краям более гладкой, аккуратной. С другой стороны, без сглаживания выделение более точное.
Примечание
Для инструментов Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение), Single Row Marquee (Выделение ряда), Single Column Marquee (Выделение колонки) параметр сглаживания при построении выделения недоступен, поскольку линии выделения совпадают с границами пикселов и в любом случае выделение будет иметь гладкие границы.
Наиболее заметно сглаживание при выделении участков однородного цвета Посмотрим, как оно влияет на выделенную область.
а |
б |
в |
Рис. 3.16. Выделенная область (а) и ее удаление без сглаживания (б) и её удаление со сглаживанием (в) |
После выделения инструментами может оказаться, что область обозначена неточно. Для коррекции положения, размера, формы выделения Photoshop предлагает множество способов.
Внимание!
Подчеркнем, что все описываемые в данном разделе действия по уточнению границ выделения никоим образом не отражаются на изображении. Речь идет лишь об изменении выделительной рамки!
Рассмотрим смещение выделительной рамки относительно изображения (рис. 3.17). (С самим изображением при этом ничего не происходит.)
а |
б |
Рис. 3.17. Выделенная область (а) и перемеще- ние её границ (б) |
Совет
Если удерживать нажатой клавишу <Shift>, при каждом нажатии клавиши со стрелкой смещение контура выделения будет происходить с шагом в 5 пикселов.
Если при работе с инструментами выделения растушевка границ выделяемой области не производилась, то это можно сделать и позже через меню Select (Выделение).
Рис . 3.18.Диалоговоеокно Feather Selection |
Для инвертирования выделения служит команда Invert (Инвертировать). Она применяется очень часто. Вот вполне жизненный пример: допустим, нужно выделить храм в изображении документа Acropol.jpg. Форма объекта очень сложная, а цвет неоднородный. Зато объект расположен на однотонном фоне. Ваши действия могут быть следующими:
а |
б |
Рис. 3.19. Выделенная область (а) и ее инвертирование (б) |
Для увеличения выделенной области по принципу близости цветов служат команды Grow (Расширить) и Similar (Сходные) меню Select (Выделение)
а |
б |
в |
Рис. 3.20. Выделенная область (а) и действие команд Grow (б) и Similar (s) |
Рассмотрим здесь еще несколько команд, собранных в подменю Modify (Изменить) меню Select (Выделение), с помощью которых можно увеличить или уменьшить выделение, произвести сглаживание и преобразовать выделение в рамку по контуру.
Существующее выделение несложно расширить или сжать или уменьшить на нужное количество пикселов:
Часто используемый прием— упрощение выделения. Особенно он пригодится для улучшения результата работы инструмента Magic Wand (Волшебная палочка). Специальная команда позволяет исключить "дырки" в созданном выделении и сделать его края более ровными:
В данном случае величина должна быть большой, не меньше 5 пикселов (рис. 3.22, б).
а |
б |
в |
Рис. 3.21. Выделенная область (а), действие команд Expand (б) и(в) Contract |
|
|
Рис. 3.22. Выделенная область (а) и действие команды Smooth (б) |
Специальная команда Transform Selection (Трансформировать выделение) позволяет изменять форму существующего выделения и перемещать его так, словно это векторный контур в объектной программе.
б |
в |
|
а |
||
Рис. 3.23. Вращение контура выделения в интерактивном режиме |
· <Ctrl> — манипулятор перемещается в любом направлении и выделение перекашивается (рис. 3.24, б);<Ctrl>+<Shift> — манипулятор смещается только вдоль активной стороны габаритной рамки, и второе измерение остается неизменным (рис. 3.24, в);
· <Ctrl>+<Alt> — симметрично активному перемещается противоположный ему манипулятор (рис. 3.24, г);
· <Alt>+<Ctrl>+<Shift> — имеет наиболее сложный эффект — активный и противоположный манипуляторы перемещаются симметрично, но только вдоль сторон габаритного прямоугольника (рис. 3.24, д).
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.24. Преобразование выделения боковым манипулятором: масштабирование (а), наклон (б), наклон с сохранением высоты (в), симметричный наклон (г), симметричный наклон с сохранением высоты (д) |
· <Shift> — размеры изменяются пропорционально (рис. 3.25, б);
· <Alt> — масштабирование происходит симметрично относительно центра (рис. 3.25, в);
· <Alt>+<Shift> — пропорциональное изменение размеров относительно центра.
· <Ctrl> — перемещение только активного манипулятора (рис. 3.26, о);
· <Ctrl>+<Shift> — активный манипулятор передвигается только по одной из сторон габаритного прямоугольника (рис. 3.26, б);
· <Alt>+<Ctrl> — симметричное перемещение манипулятора, противоположного активному (рис. 3.26, в);
· <Alt>+<Ctrl>+<Shift> — симметрично активному смещается один из соседних угловых манипуляторов (рис. 3.26, г).
а |
б |
г |
Рис. 3.25. Масштабирование угловым манипулятором: произвольное (а), пропорциональное (б), от центра (в) |
||
а |
б |
в |
г |
Рис. 3.26. Искажение угловым манипулятором (а), по одному измерению (б), симметричное искажение (в), симметричное искажение по одному измерению (г) |
|
|
После того как трансформирование выполнено, возможны следующие действия.
· Чтобы подтвердить трансформацию, нажмите клавишу <Enter> или сделайте двойной щелчок во внутренней области габаритного прямоугольника.
· Для отказа от трансформации нажмите клавишу <Esc>. Область остается выделенной, но все искажения пропадают.
· Для отмены последнего действия, не выходя из самого режима, используйте стандартную клавиатурную комбинацию<Ctrl>+<Z>. Выполните отмену последней операции. Область осталась в режиме трансформации, но границы выделения вернулись в состояние до выполнения последнего искажения.
Наряду с интерактивным трансформированием выделения, можно задавать изменения численно для вращения, наклона, перемещения выделения и коррекции его размеров. Когда командой Transform Selection (Трансформировать выделение) задается режим трансформации, в панели свойств появляются соответствующие элементы управления (рис. 3.27). Ввод значений в поля может занимать больше времени, чем смещение манипулятора вручную, зато это гораздо более точный способ.
Рис. 3.27. Панель свойств режима трансформации |
1. Создайте выделение и перейдите в режим трансформации.
2. Определите центр трансформаций с помощью схемы в левой части панели свойств. Данная схема изображает манипуляторы габаритной рамки. Черный квадрат — это положение центра трансформаций. По умолчанию он совпадает с центральным манипулятором. Щелкните на другом манипуляторе схемы, и центр трансформации в соответствии с выбранной точкой переместится (вы увидите это на изображении).
3. В полях Х и Y показаны координаты центра трансформации. Введите новые координаты, и выделение переместится. Если активизировать кнопку с треугольником рядом с полем X, то координаты станут относительными — за нулевое будет принято начальное положение определенного вами центра трансформаций.
4. В полях W и Н показаны относительные размеры выделения в процентах — ширина и высота габаритной рамки, или прямоугольника, описанного вокруг нее (если рамка была искажена). Активизируйте кнопку с изображением цепочки рядом с полем W, тогда масштабирование будет пропорциональным.
5. Поле со значком угла показывает величину поворота габаритной рамки.
6. Поля, помеченные значком параллелограмма, отображают значения перекоса габаритной рамки: поле W — перекос по горизонтали, поле Н — по вертикали.
7. После того как нужные параметры трансформации введены, щелкните на кнопке, помеченной птичкой. Выделение будет выполнено в соответствии с установленными параметрами. Чтобы выйти из режима, не выполняя никаких трансформаций, нажмите кнопку с косым крестом в панели свойств.
Совет
Вы можете совмещать интерактивное трансформирование с помощью манипуляторов с вводом численных значений. Клавиатурные сокращения, приемы выхода из режима при этом действуют точно так же.
Как мы уже отмечали, до сих пор все изменения касались только границ выделения. Изображение при этом не менялось. Однако теперь, когда выделение было создано и уточнено, пришло время его как-нибудь использовать. Выделенную область Photoshop начинает считать единым целым, своеобразным "объектом". Этот объект можно перемещать и вырезать, вклеивать и дублировать, масштабировать и искажать. При этом изображение меняется.
В данном разделе мы рассмотрим некоторые из приемов работы с выделенными областями. Отметим, что это далеко не все случаи, где используются выделенные области.
а |
б |
Рис. 3.28. Выделенная область (а) и ее перемещение (б) |
Совет
Клавиатурный эквивалент инструмента Move (Перемещение)— клавиша <V>. Чтобы временно перейти к инструменту, нажмите и не отпускайте клавишу <Ctrl>.
Рис. 3.29. Дублирование выделенной области |
Выделенная область трансформируется по тем же правилам, что и границы выделения. Выбрав команду Free Transform (Свободная трансформация) меню Edit (Редактирование), вы перейдете в режим трансформации. Однако теперь все изменения коснутся самого изображения, а не только границ выделения. Трансформирование производится как интерактивно, так и заданием значений в панели свойств. При этом действуют те же правила и клавиатурные эквиваленты, что и при трансформации выделительной рамки. На рис. 3.30 приведено несколько примеров изменения фрагмента изображения.
Кроме рассмотренной команды Free Transform (Свободная трансформация), в меню Edit (Редактирование) есть подменю Transform (Трансформация). Кратко остановимся на его командах.
Команда Again (Снова) — это повторение предыдущей трансформации. Ее можно применить даже к новому выделению, и программа добросовестно трансформирует область с теми параметрами, которые были использованы в предыдущей трансформации.
а |
б |
в |
г |
Рис. 3.30. Вращение (а), масштабирование (б), наклон (в) и искажение (г) выделенной области
|
Команды Scale (Масштабирование), Rotate (Вращение), Skew (Наклон), Distort (Искажение), Perspective (Перспектива) переводят область в режим трансформации с ограниченными функциями, применяемые довольно редко. Например, если вы выбрали команду Scale (Масштабирование), то вы сможете только масштабировать область. Панель свойств остается полнофункциональной, такой же, как для команды Free Transform (Свободная трансформация).
Следующие две группы команд доступны в режиме трансформирования. Они ускоряют наиболее частые операции: действие команды Rotate 180° (Поворот на 180°) понятно, пара команд Rotate 90° CW (Поворот на 90° по часовой) и Rotate 90° CCW (Поворот на 90° против часовой) — поворачивают выделенную область на 90° по часовой стрелке и против нее, а две команды Flip Horizontal (Отразить горизонтально) и Flip Vertical (Отразить вертикально) служат для зеркального отражения выделенной области по горизонтали и по вертикали (рис. 3.31).
Примечание
При масштабировании и перемещении часть выделенной области может выходить за поля изображения (рис. 3.32). В изображении с единственным фоновым слоем после отмены выделения эти области исчезнут. Если выделение было сделано на слоях, вышедшие за пределы изображения области станут спрятанными, но не будут утеряны.
|
|
|
а |
б |
в |
Рис. 3.31. Выделенная область (а) и действие команд Flip Horizontal (б) и Flip Vertical (в) |
|
Р ис. 3.32. Выход выделенной области за пределы изображения |
Инструмент Crop (Обрезка), уже использованный нами в первой главе, имеет очень полезные дополнительные режимы. Поскольку кадрированию предшествует выделение области, логично рассмотреть процесс обрезки в этой главе.
Рис. 3.33. Панель свойств инструмента Crop до начала создания рамки
разрешения. Как правило, разрешение измеряют в пикселах на дюйм. Кнопка Front Image (По изображению) помещает в поля панели свойств параметры активного изображения. Щелчок на кнопке Clear (Очистить) обнуляет поля.
Рис. 3.34. Панель свойств инструмента Crop в процессе построения рамки
Примечание
Кроме того, вы можете выбрать метод кадрирования переключателем Cropped Area (Отрезаемые области). Если в изображении только один, фоновый, слой, то отрезаемые области просто удаляются. Если же изображение содержит слои, то в позиции Deleted (Удалить) области за пределами рамки удаляются, а в положении Hide (Спрятать) — становятся скрытыми за полями документа, но физически не пропадают.
а |
б |
Рис. 3.35. Поворот рамки кадрирования (а) и результат после выполнения кадрирования(б) |
Совет
Определив форму рамки, вы можете изменить ее размер пропорционально, если будете перетаскивать манипулятор при нажатой клавише <Alt>.
а |
б |
Рис. 3.36. Искажение перспективы (а) и его исправление с помощью кадрирования (б) |
|
а |
б |
Рис. 3.37. Выход рамки кадрирования за пределы изображения (а) и результат кадрирования (б) |
Когда все параметры установлены, щелкните на кнопке помеченной птичкой на панели свойств, или сделайте двойной щелчок во внутренней области рамки, или нажмите клавишу <Enter>, чтобы подтвердить кадрирование,
Этот раздел посвящен элементам, напрямую не связанным с выделенными областями. Однако инструменты рисования и заливки настолько широко применяются на всех этапах обработки изображения, что их просто необходимо рассмотреть как можно раньше. С другой стороны, применение инструментов рисования и заливки очень тесно связано с выделением. Их действие не может быть объяснено без понятия полного и частичного выделения, да и сами инструменты используются в основном при наличии выделенной области или даже для ее создания.
Многие инструменты программы по принципу работы похожи на карандаш. Работая с ними, вы перетаскиваете курсор по изображению, словно рисуете на бумаге. На изображении образуются штрихи. Рисуя штрих, вы строите по пути движения курсора цепочку из одинаковых элементов, находящихся близко (или не очень близко) друг от друга. Этот элемент и есть кисть. Кисть определяется для любого рисующего инструмента и является очень важным его свойством.
Там, где на изображении появился штрих, оно меняется. Точки изображения могут полностью или частично замениться на рабочий цвет, или взаимодействовать с ним по определенному алгоритму. К инструментам, использующим для штриха рабочий цвет, относятся Paintbrush (Кисть), Airbrush (Аэрограф) и Pencil (Карандаш). На их примере мы и познакомимся с работой рисующих инструментов.
Наиболее широко применяется инструмент Paintbrush (Кисть). Выберите его и посмотрите на панель свойств. Рядом со значком инструмента видна активная кисть, параметры которой зададут вид штриха.
Мы использовали для экспериментов документ Pyramid.jpg. Переместите курсор на изображение. Вид курсора зависит от установок программы. По умолчанию курсор мыши выглядит так же, как и значок инструмента в панели (рис. 3.38). При этом не очевидна горячая точка, а для рисующих инструментов не просматривается .форма и размер кисти.
Рис. 3.38. Вид курсора инструмента Paintbrush |
Примечание
Вид курсоров для других инструментов задается в области Other Cursors (Курсоры других инструментов). Возможны только два варианта — либо точный, либо стандартный курсор.
Совет
Чтобы временно перейти на точный курсор, нажмите клавишу <Caps Lock>. Включенное состояние клавиши соответствует точному курсору, а выключенное — стандартному или курсору в форме кисти — в зависимости от установок.
Рис . 3.39.Вкладка Display & Cursors диалоговогоокна Preferences |
|
Рис. 3.40. Линия, проведенная инструментом Paintbrush
|
|
Рис. 3.41. Панель свойств инструмента Paintbrush (показана ее левая часть) |
В панели свойств (рис. 3.41) размещаются элементы управления инструментом.
|
|
Рис. 3.42. Список кистей с открытым меню |
|
|
Рис. 3.43. Линии, созданные разными кистями |
Примечание
Инструмент Pencil (Карандаш) не позволяет менять параметр жесткости — все линии, им нарисованные, имеют стопроцентно жесткие края.
|
Рис. 3.44. Окно свойств кисти
|
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.45. Вариации формы кисти в зависимости от изменения ее параметров: размера (а), жесткости (б), пробела (в), округлости (г), угла наклона (д) |
Совет
Для изменения размера есть удобное клавиатурное сокращение— клавиша <[> увеличивает размер кисти, клавиша <]> уменьшает. Использование этих сокращений позволяет быстрее менять размер кисти, не прибегая к окну свойств.
В раскрытом списке образцов кистей есть кнопка со стрелкой (см. рис. 3.42). Щелкнув на ней, вы откроете список команд. В нижней части списка перечислены комплекты кистей, находящихся в папке \Adobe Photoshop 6.0 \Presets\Brushes. Вы можете загрузить любой из них щелчком на соответствующей строке. Photoshop попросит уточнить ваш выбор в окне запроса (рис. 3.46). Кнопка ОК заменит текущий набор кистей на выбранный, Cancel — отменяет действие, Append (Присоединить) — поместит выбранный набор в список за текущим.
Рис. 3.46. Окно запроса при загрузке комплекта кистей |
Команда Reset Brushes (Восстановить кисти) приводит набор в соответствие с параметрами по умолчанию, Load Brushes (Загрузить кисти) — открывает окно загрузки набора. При этом вы также можете указать — заменять текущий набор или присоединить к нему выбранный. Команда Save Brushes (Сохранить кисти) сохраняет набор, если он был изменен. Replace Brushes (Заменить кисти) — это команда замещения текущего набора стандартным (определенным по умолчанию). Команды New Brush (Новая кисть), Delete Brush (Удалить кисть), Rename Brash (Переименовать кисть) не нуждаются в пояснении. Наконец, в списке есть группа режимов для управления его видом. В зависимости от того, какой из режимов активен, вид списка меняется (рис. 3.47).
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.47. Режимыспискакистей: Text Only (а), Small Thumbnail (б), Large Thumbnail (e), Small List (г), Large List (д) |
Кроме кисти есть еще несколько свойств, общих для этих, инструментов. Непрозрачность, задаваемая в поле Opacity (Непрозрачность) панели свойств, определяет, в какой степени цвет точек изображения заменяется рабочим цветом. Выберите рабочим темный цвет и порисуйте на светлой области изображения с разным параметром непрозрачности (рис. 3.48). Из инструментов, рассматриваемых нами, непрозрачность используют Pencil (Карандаш) и Paintbrush (Кисть). Многие другие инструменты рисования, не рассмотренные в данном разделе, также применяют этот или схожий по смыслу параметр.
Инструмент Airbrush (Аэрограф) вместо непрозрачности использует сходный параметр — Pressure (Напор). Этот инструмент имеет переменную прозрачность штриха. Чем дольше вы держите курсор на точке, тем менее прозрачна линия в этом месте. Параметр Pressure (Напор) определяет силу распыления, чем она больше, тем скорее штрих становится непрозрачным. Настоящий аэрограф — это баллончик с краской и распылителем, так что бы как бы задаете напор струи, вырывающейся из сопла виртуального баллончика. Из-за необычного параметра линия аэрографа имеет характерный неровный вид (рис. 3.49). Кроме того, она выглядит более растушеванной, чем линия кисти с теми же установками жесткости.
|
|
Рис. 3.48. Линии с разной непрозрачностью кисти |
Рис. 3.49. Линия проведенная инструментом Airbrush |
Размер, прозрачность (давление) и цвет кисти можно поставить в зависимость от количества элементов в линии. Для этого предназначено окно Brush Dynamics (Динамика кисти), открываемое кнопкой в правой части панели свойств (рис. 3.50). Для инструментов Pencil (Карандаш) и Paintbrush (Кисть) можно устанавливать колеблющиеся размер, прозрачность и цвет. Для инструмента Airbrush (Аэрограф) вместо прозрачности задается колебание давления. Для каждого параметра в раскрывающемся списке справа от
|
Рис. 3.50. Окно Brush Dynamicsи открывающая его кнопка в панели свойств |
названия возможны три варианта установки. В режиме Off (Отключено) параметр не варьируется, в режиме Fade (Ослабление) — меняется плавно (скорость изменения задается в поле ввода steps (шаги)). В режиме Stylus (Планшет) параметр зависит от нажима пера (режим доступен только при наличии подключенного планшета).
Поэкспериментируем с разными параметрами и инструментами.
|
|
Рис. 3.51. Изменение цвета линии с рабочего на фоновый при задании разного числа шагов |
Рис. 3.52. Уменьшение непрозрачности штриха в режиме Fade |
|
Рис. 3.53. Уменьшение размера штриха в режиме Fade |
Внешний вид линии, проведенной различными инструментами, сильно отличается. Инструмент Paintbrush (Кисть) обязательно хотя бы на 1 пиксел сглаживает края кистей, и, соответственно, линию. Инструмент Pencil (Карандаш) использует кисти только с жесткими краями. При работе с ним все кисти в списке образцов становятся жесткими, и линия получается с максимально четкими границами. В то же время из-за отсутствия сглаживания наклонные линии при небольшом разрешении становятся ступенчатыми. Инструмент Airbrush (Аэрограф) вообще создает уникальную линию. Мало того, что ее прозрачность меняется в зависимости от скорости движения курсора, так еще и в области перекрывания штрихов она становится пропорционально меньше (рис. 3.54). Получается, что прозрачность задается не для всей линии, а для каждого элемента по отдельности.
|
Рис. 3.54. Необычный расчет прозрачности для линии, проведенной инструментом Airbrush |
Следующая простая операция позволяет создать кисть на основе выделенной области:
а |
б |
в |
|
Рис. 3.55. Заготовка для кисти с выделенной областью (а), курсор новой кисти (б) и проведенная ею линия (в) |
|
Рис. 3.56. Окно создания кисти Brush Name |
Инструменты рисования воздействуют на точки изображения. До сих пор мы рассматривали только случай замены точек изображения на точки основного или фонового цвета. Как вы уже видели, это замещение может быть частичным. Однако существует и другой алгоритм действия инструментов рисования. Цвет инструмента может не заменять, а определенным образом взаимодействовать с цветом изображения. Способ этого взаимодействия выбирается в раскрывающемся списке Mode (Режим) панели свойств. Перечислим эти режимы:
· Normal (Нормальный). Устанавливается по умолчанию. Цвет изображения просто заменяется цветом инструмента, в большей или меньшей степени.
· Multiply (Умножение). Программа вычисляет произведение для каждого компонента цвета точек изображения и инструмента. В итоге образуется более темный цвет или черный. При сочетании любого цвета с белым результирующий цвет получается белый. Этот режим используется для создания тени. Впечатление такое, словно смотришь сквозь цветное стекло.
· Dissolve (Растворение). Полупрозрачные области штриха заменяются точками рабочего 100%-ной непрозрачности, при этом некоторые из точек отсутствуют. Если, например, непрозрачность линии составляет 60%, то в режиме Dissolve (Растворение) в создаваемом штрихе присутствует 60% точек, остальных 40% нет. Линия в этом режиме похожа на след от сыплющегося песка или снега (рис. 3.57). По мнению авторов, этот режим предоставляет большие творческие возможности.
· Screen (Осветление). Программа вычисляет произведение для инвертированных компонентов цвета точек изображения и инструмента. В итоге образуется более светлый цвет или белый. Сочетание с белым дает белый, а с черным — черный. Режим применяется для создания эффекта свечения и является обратным режиму Multiply (Умножение). Результат напоминает действие отбеливателя.
|
Рис. 3.57. Рисование в режиме Dissolve |
· Overlay (Перекрытие). Цвета, которые светлее цвета инструмента преобразуются в режиме Screen (Осветление), более темные цвета — в режиме Multiply (Умножение). Света и тени остаются неизменной яркости. При этом все тона, кроме светов и теней, принимают оттенки цвета инструмента. В результате изображение становится очень контрастным и приобретает общий тон цвета инструмента. Наложение черного и белого цвета не влияет на фон. Эффект применяется для подчеркивания на иллюстрации рельефа или освещения.
· Soft Light (Мягкий свет). Действует очень нежно. В результате все цвета изображения получают небольшой цветовой сдвиг в сторону цвета инструмента. Если цвета изображения светлее 50%-го серого, результат осветляется, если темнее — то темнеет. Эффект напоминает освещение неярким цветным светом.
· Hard Light (Жесткий свет). Имеет алгоритм такой же, как у предыдущего режима, но генерирует более сильный цветовой сдвиг.
· Color Dodge (Осветление основы). Это режим Screen (Осветление) с частичной заменой цвета изображения на цвет инструмента. Чем светлее цвет изображения, тем сильнее осветление. В том же направлении на силу эффекта влияет и цвет инструмента.
· Color Burn (Затемнение основы). Режим, противоположный предыдущему. Затемнение с частичной заменой цвета, проводимое в основном в темных оттенках. Чем светлее цвета изображения и инструмента, тем эффект слабее, и наоборот, сильнее всего проявляется в темных тонах.
· Darken (Замена темным). Если цвет изображения светлее цвета инструмента, он затемняется. Если изображение темнее, цвет не меняется.
· Lighten (Замена светлым). Режим, противоположный предыдущему.
· Difference (Разница). Режим, основанный на вычитании цветов. Результирующий цвет вычисляется как разница цветов изображения и инструмента. В итоге образуется изображение с инвертированными и несколько сдвинутыми цветами.
· Exclusion (Исключение). Более мягкий режим, действующий так же как предыдущий, но только на светлые и темные тона, и оставляющий практически нетронутыми средние.
· Hue (Цветовой тон). Результирующий цвет имеет цветовой тон цвета инструмента, а насыщенность и яркость — как у цвета изображения. В результате изображение приобретает оттенки цвета инструмента. Режим' не влияет на оттенки серого. Применяется для раскрашивания.
· Saturation (Насыщенность). Использует насыщенность цвета инструмента, а яркость и цветовой тон — цвета изображения.
· Color (Цвет). Результат имеет яркость цвета изображения. Насыщенность и цветовой тон привносятся цветом инструмента. Хороший режим для раскрашивания, создает более яркий эффект, чем режим Hue (Цветовой тон).
· Luminosity (Яркость). Использует яркость цвета инструмента, а цветовой тон и насыщенность — изображения.
Примечание
Далеко не все инструменты рисования используют для штриха основной цвет. Инструменты группы Eraser (Ластик) заменяют существующий цвет пикселов изображения на другой или удаляют его вовсе. Инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) искажают цвета затронутых областей. Инструмент Smudge (Палец) смещает точки изображения, размазывая его. Некоторые инструменты рисования для создания линии используют не рабочий цвет, а цвет текущего или какого-нибудь другого изображения. Два из них — Rubber Stamp (Штамп) и History Brush (Кисть возврата) используются очень широко.
Для заполнения цветом больших областей вовсе необязательно раскрашивать их кистью. Программа имеет специальную команду заливки. Она действует либо на все изображение, либо в пределах выделенной области. Испытаем эту функцию на примере изображения документа Acropol.jpg:
Совет
Если края при выделении растушевать, то плотность заливки к краям будет плавно уменьшаться.
|
|
Рис. 3.58. Окно Fill |
а |
б |
Рис. 3.59. Список узоров (а) и заполненная узором область (б) |
Примечание
Об очень нужном и важном режиме Preserve Transparency (Сохранять прозрачность) мы расскажем в главе 4, посвященной слоям.
Особый инструмент заливки Paint Bucket (Заливка) может использовать для заливки рабочий цвет или узор. Если в изображении есть выделение, то заливка производится только в его пределах. Как во всем изображении, так и внутри выделения инструмент действует по принципу порога, т. е. заливка
а |
б |
в |
г |
д |
е |
Рис. 3.60. Выделенная область (а) и ее заливка в разных режимах (б—е) |
распространяется только на области близких цветов. Поработаем с новым инструментом.
1. Откройте документ Things.jpg. Выделите область, как показано на рис. 3.61, а.
2. Выберите инструмент Paint Bucket (Заливка). В панели свойств (рис. 3.62) задаются параметры инструмента. Раскрывающийся список Fill (Заливка) определяет содержимое заливки — Foreground (Рабочий цвет) или Pattern (Узор). Если выбран режим узора, можно определить его образец в раскрывающемся списке Pattern (Узор). Установили режим Foreground (Рабочий цвет) и выбрали в качестве рабочего темно-синий цвет.
3. Остальные параметры вам уже знакомы: список Mode (Режим) задает режим наложения заливки, поле Opacity (Непрозрачность) определяет степень ее непрозрачности, флажок Anti-aliased (Сглаживание) устанавливает сглаживание краев, флажок Contiguous (Непрерывно) регулирует режим заливки смежных или всех подходящих пикселов. Установите эти параметры по своему усмотрению. На рис. 3.61 заливка производилась в режиме Multiply (Умножение), флажки Contiguous (Непрерывно) и Anti-aliased (Сглаживание) были установлены.
а |
б |
в |
г |
Рис. 3.61. Выделенная область с местом щелчка курсором (а) и заливка со значениями порога 20, 50 и 80 (б—г) |
|
|
||
Рис. 3.62. Панель свойств инструмента Paint Bucket |
4. Параметр Tolerance (Порог) определяет порог близости цветов, на которые воздействует инструмент. Чем это значение выше, и тем более обширна область заливки, тем большее количество оттенков программа считает близкими к цвету в точке щелчка. Задайте несколько разных значений порога. Каждый раз применяйте инструмент, и сохранив снимок состояния отменяйте команду заливки. Сравните снимки (3.61, б—г) и посмотрите, как влияет величина порога на область заливки. Помните, что близкие оттенки определяются в зависимости от точки щелчка, поэтому старайтесь щелкать каждый раз на одном и том же месте изображения. На рис. 3.61 эта точка отмечена крестиком.
В комплект программы входит несколько узоров. Разумеется, эти образцы могут не отвечать вашим задачам. Но узор легко сконструировать самостоятельно. Создадим элемент узора, подобный изображенному на рис. 3.63, а.
а |
б |
Рис. 3.63. Элемент узора с выделением (а) и заливка созданнымт узором (б) |
|
|
|
Рис. 3.64. Диалоговое окно Pattern Name |
Еще один способ заливки — это заполнение выделенной области или всего изображения градиентом (цветовой растяжкой). Градиент — это плавный цветовой переход между заданными цветами. На протяжении цветовой растяжки могут меняться как цвета, так и прозрачность. Для применения и редактирования градиента используется инструмент Gradient (Градиент), он находится в той же группе, что и Paint Bucket (Заливка).
Рис. 3.65. Панель свойств инструмента Gradient |
Рис. 3.66. Список градиентов с открытым меню |
|
||||
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.67. Кнопки для разных типов градиента: линейного (а), радиального (б), конического(в), отраженного (г), квадратного (д) |
Совет
Для более гладкого цветового перехода установите в панели свойств флажок Dither (Сглаживание).
|
Рис. 3.68. Градиенты: линейный (а), радиальный (б), конический (в), отраженный (г), квадратный (д) |
||
а |
|
||
|
|
|
|
в |
|
||
|
|
|
|
д |
|
||
|
|
|
|
б |
|
||
|
|
|
|
г |
|
||
Существующие в программе комплекты градиентов — это, разумеется, не все варианты цветовых растяжек. Но вы легко можете создать собственный образец:
Совет
Можно также выбрать цвет щелчком курсора на изображении, в палитре Swathces (Образцы) или из цветовой полосы палитры Color (Синтез). В зависимости от выбора цвета вид ползунка будет разным (рис. 3.70). Если цвет градиента фиксирован, то его образец показан в ползунке.
Рис. 3.69. Диалоговое окно свойств градиента типа Solid |
а |
б |
в |
Рис. 3.70. Ползунок цвета Foreground (a), Background (б), фиксированного цвета (в) |
|
|
|
Рис. 3.71. Положение ползунков и вид растяжки |
|
|
|
Рис. 3.72. Положение средней точки и вид растяжки |
|
|
|
Рис. 3.73. Вид растяжек с разной прозрачностью |
Рис. 3.74. Диалоговое окно свойств градиента типа Noise |
|
|
|
|
|
Рис. 3.75. Градиенты с увеличивающимся значением Roughness |
Для тренировки в приемах выделения и трансформации предлагаем выполнить небольшое упражнение. На рис. 3.76 приведен исходный документ Basketball.jpg (д) и результат его обработки (б). Чем они отличаются?
Во-первых, изменена перспектива, точка обзора визуально поднята со стены на потолок над щитом. Во вторых, добавлено несколько дополнительных мячей. Разумеется, чтобы получить подобный результат, вам придется немного поработать инструментами рисования. После работы не забудьте сохранить документ — в следующем разделе он будет нужен для экспериментов с масками.
Внимание!
Не пропускайте это упражнение, поскольку именно в нем мы рассмотрим некоторые часто применяемые функции программы. В дальнейшем эти функции будут упоминаться как уже известные.
а |
б |
Рис. 3.76. Исходный документ (а) и результат обработки (б) |
Совет
Можно действовать по-другому, воспользовавшись возможностями инструмента Crop (Обрезка). Постройте рамку обрезки таким образом, чтобы ее боковые стороны совпадали с боковыми полосами на полу. После построения перспективной рамки выполните кадрирование.
Поскольку спортсмен и без того был снят в необычном ракурсе, искажение пропорций тела незаметно. Зато мяч стал похож на яйцо, и это бросается в глаза. А так как в баскетбол играют круглым мячом, придется вернуть ему прежнюю форму.
а |
б |
в |
г |
д |
Рис. 3.77. Направляющие (а), выделенная область (б), трансформация выделенной области (в), результат трансформации (г), документ после кадрирования (д) |
между мячом и фоном не осталось просветов. Не отменяйте выделение мяча (рис. 3.78, б).
а |
б |
в |
Рис. 3.78. Выделение мяча (а), трансформирование области (б), созданная композиция с мячами (в) |
Маленький мяч рядом с корзиной по замыслу лежит на полу. Следовательно, корзина должна быть видна над мячом. Требуется вернуть точки, которые мы закрыли изображением шарика. Для частичного возврата к любому из состояний используется специальный инструмент History Brush (Кисть возврата)
|
|||
|
|||
Рис. 3.79. Установка состояния-источника для инструмента History Brush |
|
|
|
|
|
||
Рис. 3.80. Восстановление участка изображения
|
|||
|
|
||
|
Плакат станет выразительней, если заменить серый фон на более яркий и раскрасить майку игрока.
а |
б |
Рис. 3.81. Выделение (а) и заливка выделенной области (б) |
а |
б |
Рис. 3.82. Выделение областей для тени (а) и их заливка (б) |
а |
б |
Рис. 3.83. Выделение майки (а) и готовый плакат (б) |
Как вы убедились при выполнении упражнения предыдущего раздела, выбрать нужную область изображения иногда довольно трудно и долго. В то же время при переходе к редактированию другой области предыдущее выделение пропадает. В реальной работе часто встречаются ситуации, когда одно и то же выделение необходимо использовать на разных этапах редактирования. Поэтому в Photoshop предусмотрена функция сохранения выделения, после чего его можно будет загрузить и активизировать, произвести с ним арифметические действия, откорректировать его форму. Это сохраненное выделение называют маской. Маски можно не только включать в состав документа, но и переносить из одного документа в другой.
Маска представляет собой полутоновое изображение, размер которого автоматически сохраняется равным размеру основного изображения в документе. Например, выделение, показанное на рис. 3.84, д, в виде маски изображается так, как на рис. 3.84, б. Поскольку маска — полутоновое изображение, на ней можно рисовать, изменяя при этом форму хранящегося в маске выделения. Маска существует в документе в качестве дополнительного канала. Когда вы активизируете маску, она превращается в выделение. Белые области маски становятся выделенными, серые — частично выделенными, черные — невыделенными. Оттенок серого пропорционален степени выделенности областей.
Примечание
Обозначение выделенных областей белым, а маскированных — черным цветом, условно. Если необходимо, цвета можно поменять местами. Тогда белым будут показаны маскированные области, черным — выделенные. Подробнее об этом см. далее в этой главе.
а |
б |
Рис. 3.84. Выделение (а) и его маска (б) |
Как уже говорилось, маска хранится в виде канала. Для операций с каналами используется палитра Channels (Каналы):
|
|
Рис. 3.85. Палитра Channels и кнопки управления каналов и меню |
Совет
В качестве выделения можно загружать любые каналы, в том числе и цветовые.
Примечание
В положении Spot Color (Плашечные цвета) канал превращается в форму для плашечного цвета. Подробнее о печати плашечных цветов см. гл. 10.
а |
б |
Рис. 3.86. Отображение в документе только альфа-канала (а) и альфа-канала в режиме наложения (б) |
|
Рис. 3.87. Окно свойств канала |
(Непрозрачность) определяется непрозрачность канала в режиме наложения.
Рис. 3.88. Два альфа-канала в палитре Channels |
|
а |
б |
Рис. 3.89. Канал (а) и его инвертирование (б) |
Вы спросите, зачем видеть альфа-канал в изображении? Конечно же, для того, чтобы его отредактировать.
Примечание
Для редактирования выделения без сохранения его в канале существует режим Quick Mask (Быстрая маска). Щелкните на кнопке быстрой маски в панели инструментов (рис. 3.90), и выделение, которое было в изображении, будет представлено в виде канала в режиме наложения. Отредактируйте его так, как вам нужно, затем щелкните на кнопке режима выделения. Альфа-канал при таком способе работы не создается. На время редактирования быстрой маски создается временный канал, что видно в палитре Channels (Каналы).
|
Рис. 3.90. Кнопки режима быстрой маски и обычного выделения в панели инструментов |
Примечание
В меню палитры Channels (Каналы) также присутствуют команды дублирования и удаления каналов.
Этот новый канал пригодится нам в следующем разделе.
|
|
Рис. 3.91. Загруженная из канала отредактированная область |
Рис. 3.92. Новый альфа-канал с градиентом в палитре Channels |
Сохранив в каналах нужные выделения, вы сможете выполнять с ними арифметические действия — складывать, вычитать, находить пересечение. Для этого достаточно загрузить первый канал, а затем щелкнуть на другом канале, держа нажатой нужную комбинацию клавиш (каждой комбинации соответствует свой вид курсора):
|
<Ctrl> + <Shift> — для сложения каналов |
<Ctrl> + <Alt> — для вычитания каналов |
|
<Ctrl> + <Shift> + <Alt> — для получения пересечения каналов |
Выполним небольшое упражнение:
Практически, материал, рассмотренный в предыдущем разделе, достаточен для полноценного использования каналов. Здесь мы только очень кратко перечислим дополнительные сведения о каналах.
Управление каналами может производиться из меню. Для сохранения выделения в канале предусмотрена команда Save Selection (Сохранить выделение), для загрузки — Load Selection (Загрузить выделение). Обе команды находятся в меню Select (Выделить). Команда Save Selection (Сохранить выделение) открывает диалоговое окно (рис. 3.93). В раскрывающемся списке Document (Документ) можно выбрать любой открытый документ. Эта возможность позволяет сохранить выделение в качестве канала не только в текущем изображении, но и в любом из открытых файлов или в новом документе, автоматически создаваемом ради такого случая. Есть и. ограничение:
канал можно сохранить в другом документе, если его размер (геометрический и разрешение) точно равен размеру текущего документа.
В списке Channel (Канал) можно выбрать сохранение в новый канал (в этом случае нужно ввести его имя в поле ввода Name (Имя)), или в один из существующих в изображении, выбранном в списке Document (Документ). Если выделение сохраняется в существующий канал, выбирается тип взаимодействия с его содержимым: Replace Channel (Заменить канал). Add to Channel (Добавить к каналу), Subtract from Channel (Вычесть из канала) и Intersect with Channel (Найти пересечение с каналом). Щелчок на кнопке ОК создает новый канал по заданным параметрам.
Рис. 3.93. Диалоговое окно Save Selection |
Окно Load Selection (Загрузить выделение) очень похоже на предыдущее. Так же выбирают изображение, из которого следует загрузить выделение и имя канала для загрузки. Если вы хотите загружать канал из другого документа, его размеры должны быть идентичны активному. Флажок Invert (Инвертировать) инвертирует выделение после загрузки. При загрузке выделения с помощью окна Load Selection (Загрузить выделение) можно производить сложение, вычитание и пересечение загружаемого выделения с уже существующим в изображении, или заменять текущее выделение загружаемым.
Арифметические операции с каналами доступны в окне Calculations (Вычисления). Работа в нем основана на взаимодействии каналов, альфа и цветовых, в заданных режимах наложения. Вычислениям можно подвергнуть одновременно несколько каналов, определяя вклад каждого. Данные операции помогают достичь очень необычных эффектов и используются для коррекции и точных выделений. Правда, количество поклонников окна Calculations (Вычисления) невелико, поскольку способ лишен какой-либо наглядности. Если вы склонны к анализу, попробуйте исследовать эту область программы самостоятельно.
Напоследок отметим, что после создания каналы сохраняются вместе с документом в форматах TIFF и PSD. Графический файл, создаваемый программой Adobe Photoshop, может включать до 24 каналов, этого количества достаточно для любой задачи. Дополнительные каналы увеличивают размер файла (из расчета 8 бит/пиксел). Например, RGB-изображения возрастают при добавлении каждого канала на 1/3 исходного размера. На печать альфа-каналы не выводятся.
шествующих в изображении, выбранном в списке Document (Документ). Если выделение сохраняется в существующий канал, выбирается тип взаимодействия с его содержимым: Replace Channel (Заменить канал). Add to Channel (Добавить к каналу), Subtract from Channel (Вычесть из канала) и Intersect with Channel (Найти пересечение с каналом). Щелчок на кнопке ОК создает новый канал по заданным параметрам.
Команда Color Range (Выбор цвета) объединяет в себе приемы выделения и работу с масками. По действию она довольно похожа на инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) в режиме несмежных цветов. Основных отличий два: во-первых, вы сразу видите полученную маску, а во-вторых, пикселы, не попадающие в установленный порог, могут быть выделены частично. Существует и еще множество дополнительных функций, которые дает эта полезная команда.
|
|
Рис. 3.94. Диалоговое окно Color Range и выбор образца цвета на изображении |
Совет
Между режимами просмотра Selection (Выделение) и Image (Изображение) в диалоговом окне Color Range (Выбор цвета) можно быстро переключаться нажатием клавиши <Ctrl>.
Рис. 3.95. Просмотр исходного изображения в поле предварительного просмотра |
• None (Нет) — исходное изображение.
• Grayscale (Полутоновой) — маска (то же, что Selection (Выделение) в области просмотра диалогового окна).
• Black Matte (Черный фон) и White Matte (Белый фон) — выделенная область на черном или белом фоне соответственно.
• Quick Mask (Быстрая маска) — маска в режиме наложения. Попробуйте выбрать каждый из вариантов.
Светлые и более яркие фрагменты корабля остались невыделенными. Чтобы включить их в выделенную область, надо указать их цвет. Выберите инструмент Plus Eyedropper (Пипетка плюс) в диалоговом окне Color Range (Выбор цвета). С его помощью можно добавлять к выделенной области произвольные цвета (рис. 3.97). Щелкните инструментом Plus Eyedropper (Пипетка плюс) на фоне неба.
Рис. 3.97. Добавление в маску областей с дополнительными цветами |
а |
б |
в |
Рис. 3.98. Выделенная область (а), ее инвертирование (б) и результат обработки (в) |
· Растровое изображение состоит из точек, а не из объектов. Для указания границы объекта на таком изображении следует создать выделенную область. Далее с полученной выделенной областью можно манипулировать как с единым объектом: перемещать его, дублировать, вращать или искажать. Остальная (не выделенная) часть изображения защищена от воздействия любых инструментов редактирования Photoshop и называется маскированной.
· Выделенная область создается инструментами прямоугольного и эллиптического выделения (если объект имеет правильные границы), ручным оконтуриванием с помощью инструментов группы Lasso (Лассо), а также автоматически, исходя из признака близости цвета, с помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) и команды Color Range (Выбор цвета).
· Границы выделенных областей можно складывать и вычитать друг из друга, а также изменять их размеры и искажать командами трансформации, что не влияет на само изображение.
· Если изображение содержит ненужные поля, оно может быть кадрировано.
· Инструменты рисования используют общие параметры — это кисть, прозрачность (или нажим) и режим наложения. Кисть определяет форму и толщину штриха рисующего инструмента, нажим — степень взаимодействия пикселов штриха с изображением, режим наложения — способ этого взаимодейстия.
· Можно создавать новые и редактировать существующие кисти, а также сохранять созданные образцы в файле.
· Для заполнения участков изображения цветом используются команда Fill (Заливка) и инструменты заливки Paint Bucket (Заливка) и Gradient (Градиент). Заливка может быть однородной, узорной, градиентной. Все виды заливки характеризуются режимом наложения и прозрачностью.
· В программе существуют комплекты готовых узоров для заливки, но вы можете легко создавать новые образцы узоров и сохранять их.
· Образцы градиентов также хранятся в особых комплектах, которые доступны для изменения и пополнения. Вы можете редактировать цвета градиентов, добавлять и удалять цветовые переходы, регулировать прозрачность. Есть пять типов градиентов — линейный, конический, радиальный, квадратный, зеркальный.
· Переход цвета в градиенте может происходить между определенными цветами или между случайными. Первый вариант растяжки называют цветовым градиентом, второй — шумовым.
· Поскольку изображение может содержать несколько объектов, требующих редактирования, возможно сохранение выделений (масок) для повторного использования в альфа-каналах. Маска, сохраненная в альфа-канале, в любой момент может быть загружена в виде выделенной области.
· Альфа-каналы трактуются Photoshop как полутоновые изображения и могут быть отредактированы напрямую любыми средствами программы (инструментами рисования, тональной коррекции, фильтрами и т. д.).
· Оттенок серого на маске определяет, в какой степени будет выделен данный участок изображения, если маску. загрузить. Как правило, белый цвет указывает на маскированный, черный — на выделенный участок изображения, однако вы можете и изменить режим отображения маски. С помощью инструментов рисования и выделения можно создать альфа-канал "с нуля", нарисовав его как обычный полутоновой рисунок.
· Для быстрого создания выделенной области используется режим Quick Mask (Быстрая маска). В этом режиме Photoshop создает временный канал маски. Особенно удобно, что она отображается поверх изображения и можно одновременно видеть и саму маску, и те участки изображения, которые она маскирует.
· Если маски имеют одинаковые размеры, они могут подвергаться математической обработке: складываться, вычитаться, перемножаться и т. д. Это позволяет создавать маски для группы объектов из отдельных масок для каждого из них.