Оглавление
Сетевые приложения |
Как мы уже говорили, интерфейс сокетов позволяет передавать данные между двумя приложениями, работающими на одном или разных узлах сети. В процессе создания канала передачи данных одно из этих приложений выполняет роль сервера, а другое - роль клиента. После того как канал будет создан, приложения становятся равноправными - они могут передавать друг другу данные симметричным образом.
Рассмотрим этот процесс в деталях.
Вначале мы рассмотрим действия приложения, которое на момент инициализации является сервером.
Первое, что должно сделать серверное приложение, это создать объект класса ServerSocket, указав конструктору этого класса номер используемого порта:
ServerSocket ss; ss = new ServerSocket(9999);
Заметим, что объект класса ServerSocket вовсе не является сокетом. Он предназначен всего лишь для установки канала связи с клиентским приложением, после чего создается сокет класса Socket, пригодный для передачи данных.
Установка канала связи с клиентским приложением выполняется при помощи метода accept, определенного в классе ServerSocket:
Socket s; s = ss.accept();
Метод accept приостанавливает работу вызвавшего потока до тех пор, пока клиентское приложение не установит канал связи с сервером. Если ваше приложение однопоточное, его работа будет блокирована до момента установки канала связи. Избежать полной блокировки приложения можно, если выполнять создание канала передачи данных в отдельном потоке.
Как только канал будет создан, вы можете использовать сокет сервера для образования входного и выходного потока класса InputStream и OutputStream, соответственно:
InputStream is; OutputStream os; is = s.getInputStream(); os = s.getOutputStream();
Эти потоки можно использовать таким же образом, что и потоки, связанные с файлами.
Обратите также внимание на то, что при создании серверного сокета мы не указали адрес IP и тип сокета, ограничившись только номером порта.
Что касается адреса IP, то он, очевидно, равен адресу IP узла, на котором запущено приложение сервера. В классе ServerSocket определен метод getInetAddress, позволяющий определить этот адрес:
public InetAddress getInetAddress();
Тип сокета указывать не нужно, так как для работы с датаграммными сокетами предназначен класс DatagramSocket, который мы рассмотрим позже.
Процесс инициализации клиентского приложения выглядит весьма просто. Клиент должен просто создать сокет как объект класса Socket, указав адрес IP серверного приложения и номер порта, используемого сервером:
Socket s; s = new Socket("localhost",9999);
Здесь в качестве адреса IP мы указали специальный адрес localhost, предназначенный для тестирования сетевых приложений, а в качестве номера порта - ззначение 9999, использованное сервером.
Теперь можно создавать входной и выходной потоки. На стороне клиента эта операция выполняется точно также, как и на стороне сервера:
InputStream is; OutputStream os; is = s.getInputStream(); os = s.getOutputStream();
После того как серверное и клиентское приложения создали потоки для приема и передачи данных, оба этих приложения могут читать и писать в канал данных, вызывая методы read и write, определенные в классах InputStream и OutputStream.
Ниже мы представили фрагмент кода, в котором приложение вначале читает данные из входного потока в буфер buf, а затем записывает прочитанные данные в выходной поток:
byte buf[] = new byte[512]; int lenght; lenght = is.read(buf); os.write(buf, 0, lenght); os.flush();
На базе потоков класса InputStream и OutputStream вы можете создать буферизованные потоки и потоки для передачи форматированных данных, о которых мы рассказывали раньше.
После завершения передачи данных вы должны закрыть потоки, вызвав метод close:
is.close(); os.close();
Когда канал передачи данных больше не нужен, сервер и клиент должны закрыть сокет, вызвав метод close, определенный в классе Socket:
s.close();
Серверное приложение, кроме того, должно закрыть соединение, вызвав метод close для объекта класса ServerSocket:
ss.close();